Благодаря санкциям

Российские компании возвращаются в сектор ТЭК, вытесняя западных конкурентов.
Политика санкций – это новые возможности
Отношения Запада и РФ переживают кризис. Но кризис – это не только проблемы, но и новые возможности. И российские компании в сфере ТЭК (холдинг «Петон» и другие) демонстрируют, что технологическая отсталость России от Запада – это миф, выгодный в первую очередь западному бизнесу и его лоббистам из числа российских чиновников и политиков.
Американские и европейские санкции вообще сыграли злую шутку с компаниями Запада. Оказалось, что наша отрасль высоких технологий находится в нормальном жизнеспособном состоянии, поэтому РФ проводит политику импортозамещения, заменяя западные технологии российскими разработками.
Причем Россия сегодня замещает иностранные технологии даже на тех высокотехнологичных рынках с высокой добавленной стоимостью, которые традиционно считались «вотчиной Запада» и где отставание российских компаний считалось непреодолимым.
И санкции только помогли понять, что наша производственная база, квалификация персонала, научные разработки и т.д. не уступают западным аналогам.

Как выглядит импортозамещение на практике
К примеру, до 2014 года на рынке нефтегазовых технологий и оборудования доминировали западные компании. И ни одна западная нефтегазовая компания не покинула рынок России, несмотря на падение цен на энергоносители, а также санкции США и ЕС. Не говоря уже об инжиниринговых и сервисных компаниях, которые используют все лоббистские приемы, чтобы остаться на рынке.
Но политика импортозамещения на деле показала, что Россия вырастила достойную смену западным поставщикам, чья продукция и услуги не уступают западным аналогам.
Например, доля импортного оборудования и услуг в проектах «Газпрома» в 2016 году рухнула до 5 %, т.е. до исторического минимума. Газовый монополист перераспределил свои заказы по инжинирингу между отечественным компаниями – и не прогадал.
Сегодня Россия реализует несколько крупных проектов в сфере газопереработки и газохимии, которые повлияют на весь мировой рынок энергоресурсов.
К примеру, идея привлечь уфимский холдинг «Петон» к проекту по строительству Амурского газоперерабатывающего завода оправдала себя на все 100 %. Амурскому ГПЗ отводится ключевая роль в нефтегазовой отрасли – именно его мощности будут отвечать за переработку газа, который Россия планирует поставлять в КНР по газопроводу «Сила Сибири». Запланированные объемы – 38 миллиардов м3 в год.
Уренгойский ЗПКТ, газопровод «Сила Сибири», реконструкция Астраханского ГПЗ, Оренбургского ГПЗ, Омского НПЗ и многие другие проекты в ТЭК – во всех этих проектах российские компании участвуют не только как исполнители строительно-монтажных работ, но и как поставщики отечественного оборудования.

Кто помогает России стать игроком №1
Наконец, еще один проект «Газпрома», имеющий стратегическое значение – это строительство инфраструктуры для продажи сжиженного природного газа (СПГ) с выходом к Балтийскому и Черному морю. Если удастся создать сеть СПГ-терминалов своими силами, тогда никакие санкции не страшны, потому что Россия будет диктовать правила игры на международном рынке нефти и газа.
Неудивительно, что политика привлечения российских подрядчиков к проектам «Газпрома» вызвала недовольство со стороны западных компаний, привыкших снимать «сливки» на рынке ТЭК.
Компании Запада начали обвинять «Газпром» в предвзятости. Якобы и тендеры проводятся без конкурсов, и иностранным участникам вход туда заказан.
Хотя на самом деле газовый монополист ведет себя точно так же, как родные для них страны Запада, которые стараются никого не пускать в стратегические сектора экономики. Что касается конкурсов на закупку товаров и услуг, то «Газпром» проводит их в соответствии с требованиями законодательства, допуская лишь те российские компании, кто отвечает квалификационным требованиям.