Контакты

Конфликты

Забота об экологии или новый подов для разжигания волнений в Кузбассе?

Опубликовано

Если кто-то считает, что добыча угля – пережиток прошлого, – ошибается! В июне Правительство РФ утвердило программу развития угольной промышленности России до 2035 года. Зачем? И как мы с этим будем жить, если уже сегодня последствия горных работ в Сибири и на Дальнем Востоке вызывают много вопросов? Попробуем выяснить.

По ценности добываемый в недрах земли уголь можно смело ставить в один ряд с нефтью и газом. Одно отличие: топливо это твердое, добывать его сложнее, транспортировать – тоже. Зато им можно отапливать целые города и регионы, производить для них электричество и использовать в создании многих важных ингредиентов в металлургии и химпроме. Словом, уголь до сих пор востребован. И, кстати, на «развитом» Западе его потребляют не меньше, чем в нашей стране.

На первый взгляд, резона останавливать добычу – нет никакого. Это видно и по статистике: за 10 лет объемы угледобычи в России выросли в 1,3 раза, а инвестиции в угольные проекты – в 2,5 раза. Что эти цифры означают для таких регионов, как Кузбасс? Это многомиллиардные поступления в местные бюджеты, социальные проекты – строительство и ремонт школ, больниц, дорог.

Каждый новый проект в сырьевых регионах – это еще сотни и тысячи рабочих мест, а для местных жителей – возможность трудоустроиться рядом с родным поселком и городом, а не ездить на дальнюю двух-недельную (а то и многомесячную) «вахту». Это и хорошее подспорье для развития малого бизнеса в таежных районах – если вокруг кипит работа, идет строительство, значит, есть условия для инвестиций в сферу услуг: магазины, салоны, мастерские. Рост экономики территорий поднимает и достаток семей горняков (средняя зарплата у кузбасских угольщиков, по данным Кемеровостата, – 58 399 рублей, при средней зарплате по региону – 41 399 рублей).

Взять, к примеру, разрез «Кузнецкий Южный», который планируется запустить на юге Кузбасса. Подсчитано, что за три года он принесет в бюджеты всех уровней 6 млрд рублей, из которых 2,4 млрд останется в регионе. Еще даст 1800 рабочих мест. Понятно, что компания заинтересована в привлечении местных кадров – жителей ближайших городов и поселков. Тем более, многие – с профильным образованием и опытом работы в угольной отрасли. И наверняка будут рады стабильному заработку после пандемии, которая прошлась и по таежным регионам.

Не случайно в Кемеровской области даже создали свое министерство угольной промышленности.

«Угольная отрасль — важнейшая для Кузбасса. От её работы зависит благополучие 1,5 млн человек, это более половины жителей региона. Наша задача – обеспечить стабильную работу угольной промышленности и создать условия для её развития», – объяснил такое решение губернатор Сергей Цивилёв.

Такая же задача и общей для страны программы, принятой Правительством. По ней в ближайшие годы власти и угольщики должны полностью обновить производственные мощности и создать новые комплексы добычи и переработки в Кузбассе, Ростовской области, на Дальнем Востоке. Параллельно – решить вопросы с транспортировкой сырья: погрузочными станциями, доставкой по железной дороге, выгрузкой в портах. Чтобы все было быстро и безопасно – таковы требования современного мира.

Программа будет реализована в три этапа. Первый рассчитан до 2025 года – за это время компании должны технически перевооружиться, увеличить объёмы обогащения угля и позаботиться об обновлении транспортной инфраструктуры вместе с РЖД. К 2030 году будут сформированы новые центры угледобычи на месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями. Старые и бесперспективные разрезы и шахты будут закрываться.

Также в программу заложили решение социальных вопросов. Это и финансовая поддержка бывших угольщиков, и снос ветхого жилья на подработанных территориях. Это и решение вопросов экологии: отдельные суммы заложены на рекультивацию мест добычи – слишком много накопилось за предыдущие годы брошенных и пылящих угольных разрезов. Сами горняки теперь должны работать с применением новых технологий шумо- и пылеподавления.

Интерес государства к развитию отрасли понять можно – только налоговых отчислений в бюджет страны и регионов она приносит ежегодно более 100 млрд рублей. До 2035 года планируется собрать не меньше 2 трлн рублей. К тому же запасов угля в нашей стране, по оценкам ученых, хватит еще на 500 лет добычи. В отличие от нефти, которая может закончиться через считанные десятки лет.

Однако не все жители страны столь радужно воспринимают угольные проекты, даже запускаемые с применением новых технологий и повышенных мер безопасности. Парадоксальная ситуация возникла в том же Новокузнецком районе Кузбасса. Здесь протесты против строительства погрузочный станции вылились в требования отставки местных властей. И остановки проекта из-за «шума и пыли». При том, что угольщики в несколько раз перевыполнили санитарные нормы по расстояниям объекта от жилой застройки (отнесли станцию на 2,4 км вместо возможных по нормам 500 метров, учитывая розу ветров и все возможные риски), заказали промышленные пушки пылеподавления, а железнодорожные пути спрятали за специально построенный 5-метровый защитный земляной вал. И добычу с перевозкой угля даже не начинали.

Как же развивать угольную промышленность в таких условиях?

 

Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27153.3/4248931/

Trending

Учредитель СМИ: Хачетлова К.А. / Главный редактор СМИ: Xaчeтлoвa K. A.

Контактные данные редакции: E-mail: info@rosvest.com / Телефон: 8-(928)-O75-24-42.

Сетевое издание «Российский Вестник» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08.12.2021 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 82300. Копирование материалов сайта запрещено без письменного согласия администрации и преследуется по закону.

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа»,«Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры»,«Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ. Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Организации, СМИ и физические лица, признанные в России иностранными агентами: «Альянс врачей», «Лига Избирателей», «Фонд борьбы с коррупцией», «В защиту прав заключенных», ИАЦ «Сова», «Аналитический Центр Юрия Левады», «Мемориал», «Открытый Петербург», «Открытая Россия», «Гуманитарное действие», «Феникс плюс», «Агора», «Голос», «Комитет Солдатских матерей», «Женское достоинство», «Голос Америки», «Кавказ.Реалии», «Радио Свобода», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна и т.д.

© 2013 Российский Вестник.