В последнее время очень много разговоров в информационном пространстве ведется относительно Башкирской содовой компании – БСК. Сначала она попала в центр экологического протеста. А затем государство озаботилось правами собственности, распределением прибыли и социальной ответственностью. Разобраться с этими вопросами помог генеральный директор и председатель правления компании Эдуард Давыдов, сообщает «Прайм».
По словам руководителя, в настоящее время никаких проблем с функционированием у предприятия нет. Поставщики вовремя получают средства, а потребители – товар. Но самое главное – то, как изменились загрузка производственных мощностей, выручка, объем производства и налоговые отчисления за прошедшие годы.
Частный капитал стал работать наравне с государственным здесь с 2013 года. Выручка, несмотря на кризисные годы, ежегодно увеличивается на 14%, что в денежном выражении составляет за все годы колоссальную сумму – с 29,1 до 63,3 млрд рублей. Объемы выпуска продукции увеличились не менее значительно. К 2016 году загрузка мощностей была доведена до рекордных 99%.
Что касается налоговых отчислений, то они увеличились с 4 до почти 12 млрд за 6 лет. Более того, Республика Башкортостан получает очень большие суммы в виде дивидендов – за указанный период они составили 22,7 млрд рублей. Для сравнения, до слияния капиталов эта сумма составляла 10 млрд рублей, а до 2007 года предприятие вообще не приносило никакого дохода республике.
Эдуард Давыдов рассказал, что обвинения в отсутствии инвестиций не имеют под собой основания, ведь за прошедшие 7 лет было инвестировано более 50 млрд рублей, и на этот год по плану еще 4 млрд. Значительные суммы инвестируются в экологические проекты. Всего было потрачено на защиту окружающей среды 7,7 млрд, а в этом году на эти цели запланированы еще 1,5 млрд рублей. Особая роль отводится биологическим очистным сооружениям, которые компания использует не только для очистки своей технической воды, но и для городских сточных вод, возвращая природе очищенную воду.
По подписанному с правительством региона соглашению БСК каждый год отчисляет в республиканские фонды более 700 млн рублей. На эти деньги строятся медицинские учреждения, реконструируются пешеходные зоны, фонтаны, скверы, проводится благоустройство дворов и так далее.
Компания сейчас находится на грани остановки из-за непонятной ситуации с источниками сырья. Месторождение известняка на Шах-Тау практически выработано, ведь оно функционирует с 1951 года. Когда компания была государственной, рассматривались проекты освоения Торатау и Куштау, и у экологов никаких вопросов не возникало. Однако теперь, когда БСК инвестировало в реконструкцию производства для добычи известняка с Куштау 6,5 млрд рублей, оказалось, что само существование компании – под вопросом.
Сейчас БСК рассматривает сейчас вариант разработки Шах-Тау ниже уровня грунтовых вод. То есть предприятие пока остаемся там же, но с большими рисками на будущее. В любом случае, в таком режиме предприятие сможет функционировать лишь до 2027 года.