Правительство РФ не прошло проверку аудитора Счетной палаты

Нефтяные компании РФ платили за транспортировку нефти по завышенным тарифам, так как они основывались на прогнозах Минэкономразвития по инфляции, которые оказались выше фактических значений этого показателя, заявил, выступая в Госдуме, аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс. Об этом сообщает агентство «ПРАЙМ».

В пример аудитор привел затраты «Транснефти» на строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). По его словам, затраты на строительство ВСТО компенсируются за счет выручки, которую компания получает за транспортировку нефти. При этом индексация тарифов на услуги «Транснефти» должна была осуществляться с применением принципа «инфляция минус».

В пример аудитор привел «Транснефть», индексация тарифов на услуги которой должна была осуществляться с применением принципа «инфляция минус».

«Однако фактический рост уровня тарифов в 2016–2018 годах превысил уровень инфляции», — отметил Каульбарс. «Детально разобравшись в данной ситуации, мы пришли к выводу, что причина заключается в том, что прогнозные уровни инфляции, установленные Минэкономразвития на 2016–2017 годы, были выше их значений по результатам этих лет», — пояснил он.

Таким образом, аудитор подверг критике не только Минэкономразвития за не всегда сбывавшиеся на 100% прогнозы, но правительство РФ в целом.

Дело в том, что в приведенном Каульбарсе примере принцип «инфляция минус» (то есть – рост тарифов не выше инфляции) соблюдается именно для прогнозной инфляции. Распоряжением правительства РФ тарифы определяются по «формуле цены», где одна из величин – это как раз ожидаемая инфляция (точнее — ожидаемый уровень инфляции потребительских цен). И это логично, так как тарифы рассчитывают всегда на будущий год, задавая прозрачные правила игры и понятные условия для участников рынка. Было бы странно, если бы «Транснефть» и нефтяники узнавали и платили тарифы задним числом. Это все равно, как если бы у нас законы начали иметь обратную силу.

В формулировке СП, которую озвучил ее аудитор, отмечается, что в отдельные годы регулирования (в 2016 и 2017 годах) индекс повышения тарифов на транспортировку нефти оказался выше ожидаемый уровень инфляции потребительских цен. Но в другие периоды регулирования (в 2015 и 2018 годы) рост тарифов на транспортировку нефти оказался ниже ожидаемый уровень инфляции потребительских цен. Аудитор же произвольно выбрал те годы, которые позволяли ему по-своему трактовать тарифную политику правительства, точнее подвергать ее критике.

Тот факт, что прогноз может расходиться с результатом в разные годы как в одну сторону, так и в другую, компенсируется принципом долгосрочности в регулировании тарифов. Пессимизм инфляционных ожиданий в 2016 и 2017 гг компенсируется оптимизмом в 2015 и 2018 гг.

А критикуемую позицию правительства объяснили в «Транснефти»: «Представляется, что при анализе упущен из виду именно долгосрочный период регулирования, в этой связи данные о динамике (нарастающим итогом) фактического повышения тарифа и фактического ИПЦ (ожидаемый уровень инфляции потребительских цен) будут более показательными. Таким образом, на установленном правительством периоде долгосрочного регулирования отсутствует превышение тарифов на транспортировку нефти над ИПЦ».

Источник: https://argumentiru.com/2020/03/ft-510141