Решение в политической плоскости: защита осужденной в Кувейте Лазаревой надеется на дипломатов

Россиянка Мария Лазарева, осужденная в Кувейте на 10 лет тюрьмы по сфабрикованному делу, столкнулась с настоящей травлей в местных СМИ. В ее адрес с прошлой недели стали поступать угрозы убийства. Как полагает сторона защиты, это может быть связано с тем, что ангажированность вынесенного ей приговора с каждым днем становится все очевиднее.

Мария Лазарева работала в Кувейте последние 15 лет. Она является главой инвестфонда KGLI, который несколько лет назад получил контракт на разработку стратегии строительства целого комплекса объектов в рамках создания логистического хаба. Стратегия была практически готова. В ее рамках уже начали реализовывать отдельные задачи, как например, поиск инвесторов. Создание такого хаба стоит не дешево – по оценке Лазаревой $6 миллиардов долларов. И правительство Кувейта попросила найти эти средства у потенциальных инвесторов.

Как пишет Коммерсантъ, в 2017 году генпрокуратура Кувейта внезапно обвинила Лазареву, что никакой стратегии на самом деле создано не было, а государственные средства попросту похищены. Акты выполненных работ, сама стратегия, участие в разработке четырех министерств Кувейта, а также нескольких привлеченных команд международных экспертов в расчет не принимались.

В основу обвинения легли показания единственного свидетеля-аудитора. Суду этого было достаточно, чтобы вынести обвинительный приговор. Адвокат Лазаревой Екатерина Духина сообщила, что рассмотрение дела проходило с вопиющими нарушениями. Во-первых, подобные дела должны рассматриваться в рамках арбитражного судопроизводства. Ни о каком уголовном преследовании не может идти речи. Во-вторых, суд отказался выслушивать свидетелей стороны защиты и принимать во внимание предоставленные документы, доказывающие невиновность Лазаревой. Кроме того, по словам Духиной (в интервью Коммерсанту), на этапе расследования на ее подзащитную со стороны генпрокуратуры оказывалось силовое давление. А сам генпрокурор лично говорил Марии, что из тюрьмы она не выйдет.

Прокол прокуратуры

Защита Лазаревой с самого начала говорила, что дело в ее отношении имеет куда больше общего с происками конкурентов и политикой, нежели с реальным правосудием. Подтверждение этому предоставила сама прокуратура Кувейта, которая снова сославшись на того же свидетеля-аудитора, завела в отношении Лазаревой еще одно уголовное дело. Россиянку обвинили в растрате средств руководимого ею фонда The Port Fund.

В числе инвесторов фонда числятся госкомпании и Пенсионный фонд Кувейта, а также крупные американские и европейские фирмы. Формальным поводом для обвинения в растрате стал перевод денег фонда в дубайский банк Noor с целью их дальнейшего распределения между инвесторами. Генпрокуратура Кувейта посчитала, что раз деньги не в Кувейте, значит их похитили. При этом сами прокурорские прекрасно знали, где находятся средства и даже попросили соседей заморозить счет, чтобы их нельзя было вернуть в Кувейт.

Представить дело так, будто инвесторов обманули, у кувейтских следователей не получилось. Партнеры TPF из США потребовали разморозить счета фонда в Дубае и вернуть им деньги. Noor пришлось идти на уступки. Другие инвесторы тоже поспешили забрать деньги. И как оказалось, никто в обиде не остался. Более того, инвесторы получили прибыль в 200%, то есть фонд, который вкладывал средства в реальный сектор экономики, показал огромную доходность, а Мария Лазарева в очередной раз доказала всем высокий профессиональный уровень своей команды и свой лично.

Это обстоятельство однозначно доказывает, что аудитора, на которого ссылается генпрокуратура, откровенно лгал, а сама прокуратура ему открыто подыгрывала.

По мнению Духиной, второе уголовное дело за отсутствием состава преступления нужно немедленно закрыть, а приговор по первому делу дискредитирован, и его необходимо пересмотреть. Как любят говорить юристы «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами».
У защиты появился вполне осязаемый шанс добиться полного оправдания Лазаревой. Однако в этот момент против россиянки начали информационную кампанию в местных СМИ и соцсетях. Дело дошло до прямых угроз жизни. Что может произойти с Лазаревой в тюрьме, не знает никто. Между тем, кувейтское правосудие не спешит исправлять собственные ошибки.

Российский МИД, у которого богатый опыт защиты россиян за рубежом, держит ситуацию под особым контролем по личному поручению Сергея Лаврова. Не исключено, что во время поездки Лаврова в Кувейт, намеченной на начало марта, он поднимет эту тему в разговоре с эмиром Сабахом аль-Ахмедом ас-Сабахом.