Мизерный охват и красивая отчетность: как Россотрудничество занимается продвижением русского языка в СНГ

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству или Россотрудничество не раз ловили на искусственном преуменьшении сферы ответственности. Ведомство Евгения Примакова раз за разом демонстрирует склонность перекладывать собственные обязанности на плечи рядовых граждан.

Но местами агентство хоть и не отказывается от возложенных на него функций, но подходит к их исполнению настолько странно, что закрадывается подозрение, будто работа ведется исключительно для предоставления отчетности в высшие инстанции.

Речь идет о продвижении русского языка за рубежом. Эта задача подробно расписана на сайте организации, и со стороны может показаться, что на данном направлении ведется бурная деятельность. Но при детальном рассмотрении оказывается, что охват аудитории у проектов Россотрудничества практически отсутствует.

Так, на Украине, большая часть 40-миллионного населения которой знает русский, за прошлый год удалось организовать работу летней школы «Грамотеи». Однако суммарное количество учеников за две смены составило всего 18 человек.

Ранее агентство ко Дню русского языка организовало кинолекторий «Прекрасный наш язык», который набрал около пятисот просмотров на YouTube. На фоне прочих видео, которые собрали по нескольку десятков зрителей, это, конечно, прорыв. Но по общемировым меркам ролики с таким количеством просмотров просто никогда не существовали.

Не менее плачевная ситуация наблюдается в Средней Азии. Из этого региона в Россию ежегодно прибывают десятки тысяч мигрантов, что делает продвижение русского языка в бывших советских республиках первоочередной задачей. Но ведомство Примакова похвастаться заметными успехами и на этом направлении не может.

К примеру, в Таджикистане Россотрудничество провело акцию «Тотальный диктант», в которой приняли участие около ста человек. Да и то следует помнить, что организовать и придумать — разные вещи.

Аналогичная ситуация наблюдается в Киргизии, где «Русский дом» в Бишкеке устроил публичные чтения Пушкина на киргизском. На канале организации в YouTube каждый из роликов проекта демонстрирует охват в 20-30 человек, что даже статистической погрешностью не назовешь. Складывается впечатление, что вся эта деятельность ведется исключительно для галочки.

И такая точка зрения имеет весомые подтверждения. В качестве примера можно вспомнить ООО «Глэмпинг», которое получило пятимиллионный контракт на экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий, посвященных продвижению русского языка. Звучит солидно. Однако указанное общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано на вещевом рынке города Калязина, и в его штате числится один человек.

Очевидно, что проблема Россотрудничества никак не связана с отсутствием возможностей для работы. Параллельно с агентством распространением русского языка занимается еще и Евразийский фонд стабилизации и развития, также получающий деньги от правительства России. Однако, в отличие от ведомства Примакова фонд финансирует постройку русскоязычных школ на 1 200 учащихся в нескольких городах республики. Аналогичный проект реализуется и в Киргизии.

Разница в охвате между практически индивидуальными проектами Россотрудничества и массовыми начинаниями других организаций поднимает закономерный вопрос: а нужно ли стране такое ведомство, чья деятельность сводится к имитации работы за бюджетные деньги?